г.Мариинск. Публикация в городской газете «Вперед»
Сергей
и Татьяна Шаваринские:
«Наше
странствие – спектакль, а зрители – весь мир.»
Странные все-таки люди – актеры. Весь мир для них
театр. И хотя всем нам известно крылатое выражение Шекспира, доподлинно знают, что это именно так,
– актеры.
Едва Сергей и Татьяна Шаваринские переступили порог
нашей редакции, как спектакль начался. Спектакль под названием
«Встреча с провинциальными журналистами», не единожды разыгранный
за время их без малого двухмесячного путешествия. Вернее странствия.
Сергей и Татьяна – странствующие актеры. Так они себя называют.
И их кругосветная экспедиция называется «Странствующий актер».
Стартовала она 29 мая в городе Иваново, где живут наши герои.
Из пространного монолога Сергея вытекали ответы на
традиционные журналистские вопросы: кто, откуда, куда и зачем.
Мы узнали, что Татьяна закончила ГИТИС, а Сергей – институт
культуры. Что итогом их театрального багажа, набранного в
разные годы в разных театрах и городах, стал созданный ими
антрепризный театр «Птица». Что Сергей является президентом
Ивановского регионального фонда развития и поддержки таланта
(ФОРТ) и учредителем независимой театральной премии «Белая
ворона». И что странствие-путешествие – их театральная идея.
В свое время Сергей проехал на велосипеде по Золотому кольцу
России. С Татьяной
они путешествовали на велосипедах по разным странам Европы. А в 2002 году Сергей предпринял попытку
совершить кругосветку, которая ограничилась странствованием по Европе и Турции. Но с томимой семь лет душу «авантюрой» кругосветки
он не расстался и нынче предпринял новую попытку, уже в тандеме
с супругой, а по ходу маршрута к ним еще присоединятся двое
друзей – бывалых путешественников.
Несколько придя в себя от сходу начавшегося действа,
мы тоже вошли в свою роль, и разговор наш начал расцвечиваться
эмоциями, впечатлениями, мнениями.
От Сергея, называющего себя провинциальным актером,
сквозило неким столичным духом. Этакая эксцентричная фигура, от которой веяло легким самолюбованием
и иронией, русской бесшабашностью и железной надежностью.
Татьяна, скромно расположившись в кресле, до поры до времени
довольствовалась ролью второго плана и выразительно проявилась
в минуту прощания. Глядя как озабоченно супруга натягивает
протершиеся велоперчатки, Сергей на ходу бросил: «Да вон же
«Спорттовары», зайди и купи!», она лукаво протянула: «Я? Не-ет!
Я в Китае новые куплю!»
Они выбрали в качестве средства передвижения велосипед:
«…Чтобы не спеша можно было посмотреть по сторонам, ощутить
природу, ее звуки, краски, всей грудью вдохнуть воздух, запахи… Мы много снимаем на камеру, фотографируем,
общаемся с людьми, нередко съезжая с трассы в глубинку… Машина
не дает полноты этих ощущений: ты и природа, ты и небе, ты
и дорога, ты и Россия…»
И потом, что это за путешествие без определенных
бытовых тягот и лишений, непредвиденных ситуаций и неожиданных
встреч. Это не путешествие, а экскурсия.
Затеяв акцию «Странствующий актер», одной из главных
своих задач Шаваринские поставили популяризацию провинциального
театра, считая именно его корнем театрального искусства.
Изначально театр зарождался в провинции, и зарождался бродячими
актерами – подводят они идейную базу под свою экспедицию.
Жизнь провинциального театра – с его муками, заморочками,
проблемами, его поисками и находками, свободой, как ни странно,
- главный фокус внимания экспедиции. Проехав
четыре тысячи километров, они открывали двери десятков
театров, встречались с сотнями коллег, окунались в контрасты:
роскошь и предельная, до нищеты,
скромность существования; стойкость в творчестве и
сдача его бизнесу; традиционность и удивительное
национальное своеобразие; наезженная колея театрального
ремесла и ошеломляющие творческие находки…
То, что наш Петр Зубарев, режиссер народного театра
«Желтое окошко», уже попал в их будущую книгу и фильм, я не
сомневаюсь. Провинциальный актер, образно выражаясь, голыми
руками снимает «Фауста» - и уже снял! – это может оценить
только собрат. А он – Петр – еще и родственная
душа – путешествует автостопом, что покруче вело: вообще ничего
за спиной, кроме легкого рюкзачка, – полное доверие судьбе.
А когда доверяешься судьбе, то есть жизни, - жизнь доверяется
тебе, - считает Петр. Такое вот взаимное доверие.
И экспедиция Шаваринских – сродни авантюре: финансово
она обеспечена лишь на четверть, но актеры надеются пополнить
свой бюджет, играя спектакли в дороге, о спонсорской поддержке
хлопочут друзья в Иванове.
Можно было бы, конечно, придать экспедиции уверенности
поддержкой местных властей – как иных участников разных акций,
пробегов, маршей и т.п. передавать от одного населенного пункта
к другому. И власти, конечно же, подключились бы к игре под
названием «Поддержка провинциального театра», встретив
и проводив странников. Но Сергей смотрит на меня укоризненно:
«Да что вы?!». Шаваринские
играют свой спектакль под названием «Натуральное странствование»,
в котором помощь и поддержка - воля случая, идущая от души, от движения сердца, от
созвучия натур.
Они заночевали под Верх-Чебулой в палатке на лесной
поляне. К обеду добрались до Мариинска. И первым, кто их встретил
здесь, был Петр Зубарев – родственная душа.
«Накануне я в Кемерове увидел конец короткого телесюжета
про странствующих актеров. Конечно же, хотелось с ним увидеться, - рассказывает Петр. –
И мы с сыном Димкой
рванули автостопом домой, в Мариинск. Все глаза проглядели,
высматривая по трассе велосипедистов. Уже решили, что разминулись.
Нас высадили около рынка – глядим: вот они, у Мемориала в
скверике на скамейке – огурчики, помидорчики режут, велосипеды…
Ну мы, конечно, их позвали в театр…»
Шаваринским в «Желтом окошке» понравилось. За короткое
время общения они успели вытянуть самую суть – в чем своеобразие
Мариинского театра и схожесть его проблем со многими другими
театрами провинции.
А вообще глобальная проблема театра в том, что его
мало, делится своим
мнением Татьяна. Не только как учреждения культуры, но вообще
в жизни. Театр исчез с экрана телевидения, его нет по радио.
Гастроли ограничиваются кругом крупных городов…
- Я при встречах специально задаю детям вопрос: «Ребята,
вот вы ходили в театр? У вас есть что-нибудь такое?..» Они
говорят: «У нас нет, но мы ездили, нас возили в город.» –
«И что вы там смотрели?»
Ну, клоунов, отвечают. цирк, эстраду какую-то.
То есть для сельского
ребенка понятия театра уже почти не существует.
По некоторым моим журналистским наблюдениям деформировалось это понятие
и у детей городских. Три года назад, выбравшись с коллегой
на две недели в Новосибирск, мы отвели душу, почти каждый
вечер бывая в театрах. Поначалу волновались из-за билетов,
но через пару вечеров убедились, что это не проблема: можно
было купить самые дешевые билеты и расположиться на самых
дорогих местах – залы полупустые. Детей в театры приводят
целыми классами, - похоже, загоняют – во время спектакля они
шуршат бумажками, булькают газировкой, переговариваются и
еще до занавеса срываются с мест…
Театра мало, мало настоящей музыки, живописи, танца…
Мало культуры в нашей жизни. Она подменяется поп-явлением
– мероприятиями: по случаю дат, Днями города, шоу, конкурсами
какими-то. Культура не в силах конкурировать с бизнесом.
– Вот мы и пытаемся как бы немножко отрезвить людей
от суеты, от быта. Человек в борьбе за выживание забывает,
что существуют еще, оказывается, поэзия, театр, живопись,
музыка, искусство, коими жива душа. Что
есть чудные люди, которые не идут в коммерцию, в бизнес,
не делают деньги, а занимаются тем, к чему лежит душа. Они
выходят на сцену, разыгрывают Чехова, Достоевского, Толстого,
просто сказки и дарят людям – сытым, голодным, каким угодно.
Это дорогого стоит, это стоит колоссального уважения. И эта преданность своему призванию
из разряда вещей необъяснимых…
Свое колоссальное уважение и необъяснимую любовь к театру Шаваринские
проявили, принимая самое что ни на есть активное участие в
деятельности Ивановского регионального фонда развития и поддержки
таланта (напомним, Сергей – его президент) и учредив независимую
премию «Белая ворона». За четыре года существования ФОРТа
реализовано несколько благотворительных культурных программ,
не субсидированных государственными структурами, оказывалась
помощь местным творческим силам – поэтам, писателям, художникам…
А «Белая ворона» - вообще лебединая песня Шаваринских. Оригинальная
особенность Премии – отсутствие, как такового жюри.
«Белых ворон не надо академически взвешивать, - разъясняет
Сергей, - ибо они
странные, необыкновенные
по проявлению своего таланта; зачастую непостижимые
для нормального бытового восприятия,
но – непременно одаренные от природы. Лауреатами премии
становятся не только люди Театра (актеры, режиссеры, костюмеры,
рабочие сцены, вахтеры и др.), но и иные милые люди, живущие
вне Театра, но с Театром в душе. Претендовать на премию может любой человек - от милиционера до президента,
от генерала до дворника. Главное условие (!) - театральность
жизни». В странной Премии и номинации какие-то
странные: «Пронзительность желаний», «Во имя…», «Рыцарь 13-го
разряда», «Разбег души», «Свидетель балов и пирушек», «Полонез
шампанского», «Безнадежный мятежник», «Перспективная выскочка»…
И лауреаты их - не от мира сего. К примеру, в этом году в номинации «Гармонические
невоздержания» победил профессор, доктор наук, имеющий на
счету более трех десятков
патентов на технические изобретения, Владимир Годлевский,
который к тому же еще поэт, музыкант и поет джаз!
В номинации «Душа равняется Театр» победил человек, по роду
своей профессии очень далекий от театра, регулировщик движения
Сергей Кузьмин, разыгрывающий
виртуозные представления на одном из главных перекрестков
улиц Иваново. В номинации «Разбег души»
лучшим назван учащийся кадетского корпуса Алексей Горшунов,
который, несмотря на юные лета, уже готов защищать свою маленькую
планету и который, как говорят его преподаватели, из таких,
кто в бою прикроет собой друга. А лауреатом номинации «Экзотическая штучка» оказалась наша скромная гостья Татьяна
Шаваринская!
Но вернемся к кругосветной экспедиции. «Насквозь
прожженные театром» Шаваринские одержимы идеей объединить театры мира, окунуться в их удивительно разнообразную
жизнь обликом «странствующего актера» поведать миру о русском
театре, не столичном
– провинциальном – театре России.
Преимущественно для них, зрителей разных стран, подготовлен спектакль «Russian Soul» («Русская
душа»), который странствующие актеры намерены играть по ходу
маршрута. Спектакль будет исполняться на русском языке. Языковой
барьер Сергея не смущает: посредством театральной выразительности
- русской музыки, песен, танца, пластики, самого звучания
русской речи - зритель поймет
его суть.
И вообще языковой барьер – это не проблема, считают
путешественники. «Если не совсем дурак», за несколько дней усвоишь минимум обиходных слов, и с помощью жестов, мимики, выражения глаз
прекрасно можно понимать друг друга, - проверено в экспедиции
по Европе. Несмотря на то, что люди, по тем впечатлениям Сергея,
везде разные и даже очень: «бесцеремонно-щедро-бесплатные
в России; настороженно-улыбчиво-приветливые в Украине; сдержанно-аристократично-незлобивые
в Польше; в Германии… в Германии
меня, вообще-то, обокрали, но удивительно бескорыстно и искренне
содействовали; неожиданно самозабвенно-отзывчивые в Австрии; Италия отчего-то ничегошеньки в смысле
человеческих отношений в памяти не обозначила; экспрессивно-невоздержанные
в Греции и Турции по душе своей переплелись бы с душой русской,
но не столько, и даже совсем небескорыстные…».
Мир – театр. И удивительно увлекательно играть в
нем роль странника.
Мы тепло прощались на крыльце редакции. Впереди у
странствующих актеров Монголия, Китай (откуда Татьяна
вернется домой и дальше путь продолжат трое друзей), Вьетнам,
Лаос, Таиланд, Малайзия, Индонезия. К январю путешественники
надеются оказаться в Австралии. Затем при удачном стечении
обстоятельств – Новая Зеландия,
Южная и Северная Америка… Вот такая дальняя, в два года, предстоит
дорога.
А ближняя – в двадцать минут – дорога Шаваринских
лежала в микрорайон спирткомбината, в гости к Веселковым,
которые, как оказалось, близкие родственники Сергея по линии
матери. Корни его из мариинской земли. И выходит, Сергей Шаваринский - наш «блудный» сын…
Валентина
СЕЕТ.
Г.
Тюмень, газета «Тюменский курьер»
Театр одного
велосипедиста
Наталья Жаркевич
Кругосветным путешествие
можно назвать только тогда, когда дважды пересечешь экватор.
Об этом мне сообщил путешественник
из Иваново, пустившийся в кругосветную велоэкспедицию под
названием «Странствующий актер». Загорелый, вдохновенный,
неся на себе пыль дорог Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Казани,
Екатеринбурга, Сергей Шаваринский явился в нашу редакцию для
того, чтобы в красках расписать свои приключения. Его рассказ
был похож на чтение отрывков из повести о миссии, мечте и
счастье, навеянной поездкой по родной земле на «философской»
скорости.
Выпускник Московского института
культуры, попробовавший себя в ролях Гамлета, Бенволио, Незнамова,
Ивана Бездомного, Шаваринский разработал сценарий велопутешествия
как настоящий актер. Свою нынешнюю профессию – сплав велотуризма,
актерства, журналистики, – 42-летний путешественник склонен
определять как «специалист по осуществлению желаний».
Неторопливо (по меркам спортсменов),
делая по 80-90 километров в день, Сергей проехал уже 2330
километров. В каждом городе для него местами паломничества
становятся театры и редакции газет и журналов. Многие театральные
коллективы знакомы ему изнутри – Шаваринский работал в Нижегородском,
Костромском и – внимание! – Тобольском театре, еще не сгоревшем
«деревянном теремке» с неповторимой теплой атмосферой, где
«зрителям выдавали тапочки».
Свою миссию теперь он видит
в популяризации российского провинциального театра по миру.
Вместо 11 тысяч долларов на экспедиционные расходы спонсоры
выделили только пять, но Сергей Степанович не сомневается
в успешном окончании своего предприятия. Поездку «странствующий
актер» собирается окупить, попав за пределы России: там Шаваринский
собирается показывать пьесу «A Russian Soul»
(«Русская душа»). Материалы для нее собирает в дороге, снимая
на камеру «путевой дневник», знакомясь с коллективами провинциальных
театров.
Вооруженный ноутбуком, цифровой
камерой, складной печкой, готовящей на дровах, палаткой и
туристическим ковриком, Сергей 29 мая, в день города, при
большом стечении народа стартовал из Иванова и выехал на Большую
Дорогу, ведущую на восток.
Главное условие успешного
путешествия – проверенный спутник Hard Deil
– гибрид дорожного и горного велосипеда. Основное его преимущество
– легкая прочная рама из магниево-титанового сплава, благодаря
которой цена велосипеда равна шестистам долларов. «Ослик,
навьюченный поклажей», как ласково назвал его наш велостранник,
припаркован тут же, у нашего крыльца, – потрепанный, с легкими
следами ржавчины от дождей, но все еще крепкий.
Шаваринский – опытный путешественник.
Начало «кочевой эры» Шаваринский относит к 1995 году, когда
предпринял веловояж по Золотому кольцу. Два года назад
проехал восемь тысяч километров по Европе.
Впереди у него – Вьетнам,
Монголия, Камбоджа, Вьетнам, Индонезия, Малайзия. В Красноярске
к нему присоединится Петр Плонин (не менее любопытный персонаж,
шесть лет назад объехавший земной шар на конной повозке).
В Китае с поезда сойдет жена Сергея, чтобы заступить с ним
на маршрут длиною в меридиан...