2004-08-15
09:51:19 "Вести-Бурятия"
Необычная
экспедиция посетила Улан-Удэ.Актеры драматического
театра города Иваново проехали более 6 тысяч километров
на велосипедах
Идея объехать вокруг света на велосипедах возникла у Сергея и Татьяны
Шаваринских много лет назад. Теперь мечта воплотилась
в реальность. Вдвоем они уже исколесили всю Европу
и Россию. Теперь супруги направляются в Монголию.
«Странствующие актеры» выехали из Иваново 29 мая.
За это время они познакомились с огромным количеством
интересных людей, посетили десятки театров. Супруги
Шаваринские восторженно отзываются о Русском драмтеатре
Улан-Удэ и надеются когда-нибудь выступить на его
сцене. По завершению экспедиции путешественниками
будет написана книга, в которую солнечная Бурятия
войдет отдельной главой вместе с суровым, как показалось
супругам, Байкалом.
Е. Бертакова
Парламентская газета
"Тюменские известия"
№138 (3520) 1.07.04 г.
"ДОРОГА К СЕБЕ ИЛИ ТЕАТР ОДНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА"
Сергея Шаваринского можно смело отнести
к числу больших оригиналов. Он — актер. Но без театра.
Играет одну роль — самого себя. Причем верхом на велосипеде.
Однажды в нем зародилась охота странствовать. Сергей
решил: «надо жить по свободной траектории своей души»
— и покинул театральные стены, которые заслоняли от
него простор жизни. Сейчас у него все как в песне:
«ковер — цветочная поляна, стены — сосны-великаны...»
Шаваринский отправился в кругосветное
путешествие. 29 мая сего года, приняв благословение
владыки, он выехал из Иваново (там в настоящее время
формально прописан). «Провожали меня торжественно,
— говорит с хохотком, — кричали женщины «ура!» и в
воздух чепчики бросали». За двадцать семь дней он
одолел 2330 километров. Проехал по улицам Нижнего
Новгорода, Йошкар-Олы, Казани, Елабуги (где впал в
депрессию из-за солнечного удара), Набережных Челнов,
Ижевска, Чайковска, Екатеринбурга. И вот очутился
в Тюмени. Виляя на велосипеде по уцелевшим в сезон
ремонтных работ улицам, добрался до центра города.
Забрел в Тюменский театр драмы и комедии.
— По пути я заезжаю в театры, чтобы
познакомиться, — рассказывает Сергей. — Еду с фото-
и видеокамерой. Собираю материал. Мне рассказывают
о жизни театральной. Расстраивает то, что наши театры
немного закостенелые. И столичные, и провинциальные.
В них есть российская неподготовленность к неожиданностям,
странностям. И нет любопытства... Грустно. Меня почти
всегда принимают холодно. И я к этому нормально отношусь.
Понимаю... но не принимаю. Конечно, люди все занятые...
Но чем мы занимаемся? Чем? Приезжает коллега, который
может рассказать о своем театре, которому интересно,
как вы живете. Почему же не открыть свою душу? Мое
путешествие — это еще возможность вырваться из суеты,
которая нас подавляет, зашторивает нашу душу. Мы же
забываем, что душа у нас есть. Думаем: так и нужно.
Спесь, апломб... А где искренность, так необходимая
зрителю?
Начинал он банально. Как многие актеры.
Окончил Московский институт культуры. Получил распределение
в Тобольск. Были предложения и поближе к столице,
но сказал: «Давайте Тобольск!»
— Это был 1986 год. Мой первый театр,
тогда еще деревянный теремок, — уникальное сооружение!
Приехал я в ноябре — не самое лучшее время для Тобольска.
Грязь, слякоть... И сам теремок произвел сначала тягостное
впечатление. Но меня окружили такой теплотой! Деревянный
театр грел как-то по-своему... В Тобольске было много
интересного. Гастроли по Иртышу на теплоходе, например,
которые сейчас, слышал, хотят возродить. Я проработал
там три года. И за это время очень много произошло
в жизни, в творчестве. Потом судьба забросила в академический
театр Нижнего Новгорода. Но я почти сразу устремился
в Кострому. Шесть лет жил там. И снова — в путь. У
меня же неугомонный характер. Я понял, что за эти
годы прожил 25 жизней. Работал и в театре, и в прессе,
и на телевидении.
Ивановский театр драмы Сергей Шаваринский
оставил два года назад. Стало «немножко тесновато»
в рамках казенного заведения.
— Душа у меня неофициальная, — объясняет.
— Она требует выхода той энергии, которую дала природа.
Театр для меня не четыре стены. Это и профессия, и
философия. Моя экспедиция раздвигает границы традиционного
театра. В принципе, кругосветка — тот же спектакль.
И насколько грамотно, профессионально я его сыграю,
настолько квалифицированным актером буду.
Он жмурится на тюменское солнышко.
Улыбается блаженно. Образец человека, довольного жизнью.
Редкий, «выставочный» экземпляр! Шаваринский свободен
от мещанских представлений о человеческом благополучии.
Все, что ему нужно, легко умещается на багажнике и
раме его велосипеда. Палатка, спальник, коврик, посуда,
газовая горелка... На ночлег Сергей чаще всего устраивается
в лесу.
— Мне очень хочется посмотреть этот
мир, — признается. — Он красив и многообразен. Постижение
этого многообразия, наверное, и есть моя судьба. Вот,
казалось бы, Россия... Все уже известно! Нет... ничего
не известно! Порой думаю: какой я все-таки дурачок!
Остановлюсь где-нибудь в сельской глуши. Смотрю на
один пейзажик — пруд, мосточек, дома серые, покосившиеся,
бабушки, вокруг разруха, а так сердце умиляется. Что
вызывает восторг? Не знаю... Путешествие — возможность
увидеть что-то такое, что в театральной городской
суете съедается. Для меня это дорога к себе.
Дорога не из легких. В России, как
известно, это одна из главных бед. Выехав на пермскую
дорогу, в рытвинах и колдобинах, Сергей, по собственному
признанию, преодолел все круги ада. И, кто знает,
какие еще ухабы встретятся ему на пути? В Тюмени к
странствующему актеру присоединилась жена. Тоже на
«велике». Дальше — вместе... Омск, Новосибирск, Красноярск,
Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ, Кяхта, потом Монголия,
Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Индонезия,
Малайзия, Австралия, Новая Зеландия...
— Семейный вопрос для путешественника
очень сложный, — философски замечает Сергей. — Ни
одна жена не отпустит с легким сердцем своего мужа.
Шаваринские нашли компромисс — смотреть
на мир в четыре глаза. Тем более глава семьи уже провел
«генеральную репетицию» — два года назад проехал на
своем двухколесном «буцефале» по городам и весям восьми
государств: Россия, Украина, Польша, Германия, Австрия,
Италия, Греция, Турция. Куролесил четыре с половиной
месяца. Конечно, не без приключений.
В Германии, пока странник покупал
в магазине булочку, у него украли велосипед. «Разобрали
по частям, — сообщает Сергей, — и утопили в болоте».
Семнадцать дней он прожил в общежитии для эмигрантов.
Полиция искала след. А нашла пропажу местная миссис
Марпл — пожилая фрау Шарлотта. Она выследила шалопаев,
и ...Шаваринскому вернули отреставрированный транспорт.
А в Австрии актер-путешественник на том же велосипеде
попал в аварию.
— Австрия — это сказка, глянцевая
картинка, на которую нельзя не залюбоваться. Вот я
и кувыркнулся, — вздыхает рассказчик. — Как жив остался?
Не знаю... Бывалый у меня велосипед. Нынче в Екатеринбурге
ему пришлось делать пластическую операцию. «Подтяжку»
за сто долларов. Мне повезло: по дороге встретился
парень-бизнесмен. Мы познакомились, и он окружил меня
заботой и вниманием. Сам тоже сдвинутый немножко на
велосипеде. Оплатил мне ремонт. Еще и ноутбук, который
глюкнулся по дороге, пришлось оставить там. Должны
отремонтировать. Я ведь сотрудничаю с двумя газетами:
«Комсомольская правда в Иваново» и «Частник». Пишу
корреспонденции в пути. За это мне платят денежку...
И все-таки недоумеваю:
— Как могут быть связаны желание
путешественника посмотреть мир и задача актера реализовать
свое мастерство?
Он с некоторым удивлением вскидывает
брови:
— А у меня нет ощущения, что я перестал
заниматься театром. В экспедиции я буду играть моноспектакль,
который называется «Russian soul» («Русская душа»).
Это попытка синтезировать мое представление о русской
душе, выраженное в драматургии, поэзии, прозе. Небольшой
спектакль я намерен играть за рубежом. Плюс к этому
покажу свою версию чеховского «Дяди Вани». И я за
свой труд, за свой, извиняюсь, талант, рассчитываю
получить определенный гонорар. Ну а общая цель путешествия
— популяризация русского провинциального театра.
— Почему же спектакли увидят только
за границей?
— В России мне другое нужно. Я просто
хочу проехать по театрам. Надышаться нашим воздухом.
— Сколько ролей вы сыграли, прежде
чем ушли со сцены?
— Я их не считал.
— Актер обычно мечтает о какой-то
конкретной роли. Ваши мечты сбылись?
— Я такой наглец... Мне нравится
роль, которую я играю в жизни. В театре я мечтал о
роли Незнамова («Без вины виноватые»), и я ее сыграл.
Со школы мечтал сыграть Чацкого. «Горе от ума» знал
наизусть. Но так и не сыграл. Эх... Теперь поздно.
Мне уж сорок два с хвостиком. Чацкому нужен задор
и слабость, которых у меня уже нет. Я сыграл Гамлета,
очень много ролей классического репертуара... Многое
было. Но в театре актер зависим. Будь ты хоть семи
пядей во лбу, придет режиссер, которому ты окажешься
не по душе, и он просто тебя не возьмет на главную
роль. И пока он будет работать в театре, ты будешь
на второстепенных ролях. Вот такая штука — театр.
Многие люди, в которых режиссеры не рассмотрели талант,
там пропадают... Спиваются. А я нашел свой театр.
Театр жизни...
Ирина
ТАРАБАЕВА
|